Подготовка дизайнеров в ВУЗах

Традиционный и успешно реализуемый метод обучения дизайнеров (от проектирования к освоению профессиональных знаний) используется во всех художественных ВУЗах.

Однако этот метод недостаточно эффективен тем, что требует большого опыта, протяженен во времени, чтобы освоенные понятия, категории и закономерности дизайн — объекта сложились у студента в целостную систему. Затрудненность формирования профессионального «видения» проявляется у учащихся на этапах анализа ситуации, формирование творческой концепции, анализа собственного решения или его вариантов, анализа аналогов и творческих работ других дизайнеров и т.д.

Для решения этой проблемы особенно важно совмещение «практической» и «аналитической» деятельности в ходе подготовки специалистов дизайнеров, и выполнять эти аналитические работы как можно раньше, на начальной стадии их обучения, что позволяет повысить качество и профессионализм учащихся.

Одним из таких из решений (введение «аналитической» деятельности в процесс проектирования), явилась курсовая работа по анализу системы художественно-выразительных средств дизайна.

Изучение этой системы проводится на примерах высокого дизайна — на конкретных изделиях, имеющих качественное решение дизайнерских задач и концепций. Образцами анализа выступают бытовые изделия — образцы известных отечественных и зарубежных фирм и дизайнеров. Объектами могут быть электробритвы, плееры, фены, фотоаппараты и т. д.

Данная работа выполняется студентами первого курса, после разработки конкретного объекта. Последовательность включения аналитической работы после практической обоснована тем, что на предыдущем проекте студенты в первый раз ознакомились с такими понятиями и категориями как: функции вещи, проектный образ, конструктивные возможности материала, тектонические характеристики элементов структуры, формообразование вещи, композиционные приемы и средства соподчинения элементов структуры, сомасштабность и т. д. Все эти понятия и категории осваивались в ходе проектирования комплекта упаковок для кондитерских изделий. Опыта переноса этих понятий и категорий на объекты с другими функциями у студентов еще не было.

Задачей данной аналитической работы является направленное формирование профессионального «видения», которое позволяет проектировщику: «снимать» с аналогов смысловые содержания; «увидеть» проектную концепцию и приемы формообразования, принципы организации структуры и пластические мотивы. Таким образом, дизайнер «распредмечивает» форму, в зависимости от изучения или исследования тех или иных свойств и характеристик вещи, тем самым обнаруживает их взаимосвязь и взаимозависимость.

Работа по анализу промышленных форм проводится студентами в четкой последовательности и разделена на ряд этапов, в которых решаются определенные задачи:

  1. Эмоционально-чувственное и образное восприятие формы (выявить пластические характеристики и ассоциативные образы, присущие данной форме).
  2. Функциональный анализ (выявить назначение вещи, раскрыть разнообразие функций: утилитарной, адаптивной, результативной, технической, социокультурной). Определить доминирующую функцию и причины ее выделения в данной вещи.
  3. Морфологический анализ (выявить особенности объемно-пространственной структуры и техноформы; зависимость характера, свойств, элементов структуры от базовых функций, проектных идей и эмоционально-чувственного впечатления от формы).
  4. Анализ принципов формообразования вещи (выявить отличия формообразующего приема, который отражает проектную идею от технологических действий; выделить ведущий принцип формообразования вещи и определить закономерности при использовании второстепенных формообразующих приемов).
  5. Анализ композиционного строя предметных форм (выявить основные композиционные закономерности в организации структуры и формообразования; определить главные композиционные приемы и средства, обосновать их использование, исходя из проектной идеи и характера формы).
  6. Синтез (использование выявленной системы композиционных приемов и средств для создания пластического образа изучаемой формы). Данный этап работы позволяет проверить совпадает ли эмоционально-чувственное восприятие формы, выраженное в формальной композиции, выполненные до начала аналитической работы и после ее окончания.

7. Проверка качества и успешность освоения системы художественно-выразительных средств проводится также и на другой контрольной работе — клаузуре. Учащимся предлагается разработать варианты изделия с другой функцией. В ней должны быть использованы вся система художественно-выразительных средств изученного аналога.

В ходе дальнейшего обучения этот метод анализа предметных форм дополняется новыми категориями, понятиями, факторами и т.д. Изучение аналогов и прототипов — один из составляющих этапов предпроектного анализа в дизайн-проектировании. Знакомство с аналогами не только информирует, что было спроектировано или выпускается промышленностью, но и выявляет достигнутый уровень в данной области, образ жизни потребителя и вещи, проектные концепции фирм или авторов.

Более углубленный анализ аналогов и собственных разработок помогает дизайнеру осмыслению подхода к проектированию объекта и выработки полноценной дизайнерской концепции, тем самым продуктивно решать свои профессиональные задачи.

Похожие статьи:

Оформление визитной карточки для любителей жить по фен-шуй

Оформление визитной карточки для любителей жить по фен-шуй Эта информация в первую очередь для тех, кто привык жить по правилам фен-шуя. Оформление визитной карточки за правилами фен-шуя оказывает большое влияние как на хозяина этой самой визитки, так и целиком на весь его бизнес. Как известно любителям ...

2013-08-07

Рисуем фигуру человека

Рисуем фигуру человека Настоящее обучение искусству, с организацией школ, возникало только в эпоху цивилизации. В рабовладельческом обществе, когда строительство зданий, дворцов и храмов приобрело широкий размах, появилась необходимость в специальных школах, где ...

2013-08-03

Подготовка учителей

Подготовка учителей Каждому человеку в современном мире необходимо лично строить свое отношение со средой обитания. Для этого и необходимо обладать элементарной грамотностью в искусствах, строящих вторую природу, в их истории и современных проблемах. Это грамотность ...

2013-08-02

Дизайн среды

Дизайн среды Опыт нашей работы со студентами старших курсов специальности «Дизайн среды» по предмету «Проектирование» показывает, что не всегда студенты осознают необходимость использования законов формальной композиции в процессе проектирования реальных ...

2013-08-01