Подготовка учителей

Каждому человеку в современном мире необходимо лично строить свое отношение со средой обитания.

Для этого и необходимо обладать элементарной грамотностью в искусствах, строящих вторую природу, в их истории и современных проблемах. Это грамотность сегодня не менее жизненно необходима, чем элементарные правовые, экономические знания.

Выпускники художественно-графических факультетов педвуза в основном подготовлены решать проблему художественного развития в этом направлении, но есть проблемы в подготовке их в области дизайна.

Исследование учителей изобразительного искусства Курганской области показало низкий уровень теоретических знаний и практических умений по теме «Дизайн в жизни человека». В содержании учебных планов, которые составлены на основе стандарта высшего профессионального образования, нет дисциплин, раскрывающих теоретические знания и практические умения по моделированию, проектированию в дизайне.

Дизайн, возникший в непосредственной связи с промышленностью, стал формировать всю вторую природу, окружающую человека, даже активнее, чем декоративные искусства. До сих пор на занятиях общеобразовательных школ в области изобразительного искусства не уделялось серьёзного внимания молодому искусству дизайна. Но за последние годы в нашем регионе активно внедряется учителями программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» — руководитель авторского коллектива, народный художник РФ, академик РАО, директор центра непрерывного художественного образования в Москве Б. М. Неменский.

В данной программе обновлено содержание в 8 классе под общей темой «Дизайн и архитектура в жизни человека». Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов художественного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна.

Будущий учитель изобразительного искусства должен передать обучающимся свою грамотность в этой области. Для этого необходимо знать основные проблемы: исторические аспекты возникновения искусства архитектуры и дизайна, специфика художественного языка и функционирования этих двух видов конструктивных искусств, общее и разное в конструктивных искусствах и изобразительных искусствах, искусство и промышленность.

Особенно понимание функционально-эстетического единства образного языка в архитектуре и дизайне. Изучение в первой четверти темы «Основы полиграфического дизайна» требует знаний по разным видам дизайна — от визитки до книги, а также с элементами, составляющими конструкцию и художественное оформление книги, журнала, коллажной композицией. Особое значение — осознание связи образности и технологии.

При изучении темы «Роль цвета в архитектуре и дизайне» внимание обращается на огромное эмоциональное и формообразующее влияние цвета при восприятии объектов архитектуры и дизайна, отличие роли цвета в живописи от его роли в конструктивных искусствах, цветовой контраст, цвет и тон, цвет и окраска в дизайне и архитектуре.

Природа и архитектура — острейшая проблема современной жизни. Организация архитектурно-ландшафного пространства постигается обучающимися в процессе восприятия и творческой работы. Освоение технологических приемов макетирования путем введения в бумагопластику различных материалов и фактур (тканей, проволоки, фольги, древесины, стекла, мятой бумаги т. д.).

Для раскрытия темы четвёртой четверти «Человек в зеркале дизайна и архитектуры» будущему учителю необходимы знания: дизайн интерьера; роль материалов, фактур и цветовой гаммы; стиль и эклектика; отражение в проекте образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал; функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование); зонирование помещения, транс формируемость пространства.

Вопросы, которые рассматриваются в теме «Мода, культура и ты»: возраст и мода; молодежная субкультура и подростковая мода; знаковость в моде; стереотип и кич; типы одежды; стиль и ансамбль; соответствие материала и формы в одежде и др.

Тема «Сфера имидж-дизайна» — (грим, визажистика и прическа в практике дизайна). Человек как объект дизайна — новая, трудная для осознания тема. Здесь учитель должен владеть понятием имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистики, искусство грима, парикмахерское дело, фирменный стиль и т. д., определяющий форму поведения и контактов в обществе. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. От искусства — к личной жизни. От личной жизни — к жизни общества и страны.

Таким образом, содержание тем в 8 классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» демонстрирует важность изучения области искусства дизайна в учебном процессе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства. Для решения данной проблемы необходимо продумать систему интеграции с дисциплинами предметной подготовки и найти пути реализации практической деятельности студентов в конструировании, моделировании и проектировании.

Похожие статьи: