Рисуем фигуру человека

Настоящее обучение искусству, с организацией школ, возникало только в эпоху цивилизации.

В рабовладельческом обществе, когда строительство зданий, дворцов и храмов приобрело широкий размах, появилась необходимость в специальных школах, где готовились бы кадры живописцев, скульпторов.

Эпоха Возрождения открывает новую эру в истории развития науки, техники, культуры, изобразительного искусства. Характерно стремление к реализму, к правдивому изображению действительности.

Рисунок изучали все художники Возрождения, они рассматривали его как серьезную научную дисциплину. В процессе овладения рисунком художники постигали законы перспективы, оптики, знакомились с анатомическим строением человеческого тела.

Рисунок считался основой всех наук, обучение шло по строгой системе. Видное место в изучении проблем рисунка принадлежит немецкому художнику Альбрехту Дюреру. Он считал, что необходимо опираться на точные знания. Научные знания обеспечивают художнику твердый и надежный успех в работе вместо случайных удач и взлетов. Дюрер много занимался научной разработкой основ перспективы.

Второй значительный труд Дюрера — учение о пропорциях человека. Он создал научную разработку, приложив большое количество рисунков, схем и чертежей. Большую ценность для обучения рисунку представляет разработанный Дюрером «Метод обобщения» («обрубовки»). Рисунок Дюрера, изображающем объемно-конструктивное строение человеческой головы. Этот классический образец анализа формы и закономерностей строения головы и для сегодняшнего дня остается ценной. Этот метод широко применялся в педагогической работе братьев Дюпюи, Агибе, Кардовский. Этот метод действителен и по сей день. Метод заключается в обобщении и расчленении сложной формы до простейших геометрических фигур.

В Париже в 1835 году была основана школа рисования братьев Дюпюи. Ими была предложена оригинальная методика. Она заключалась в том, что рисунок предлагали начинать с большой формы и постепенно переходить к выявлению деталей. Братья Дюпюи изготовили наглядные пособия; это были гипсовые слепки фигуры человека и её частей. Они были изготовлены поэтапно: общая форма, затем в виде «обрубовки», затем — с деталями, и — законченный вариант с проработкой всех деталей. Эта методика дает возможность рисующему постепенно выявлять все этапы в рисовании фигуры человека и учила смотреть на сложную форму обобщено.

Умение смотреть цельно является важным моментом в обучении рисунку. В течение 19 века одновременно развивались государственные академии и частные школы. Некоторые школы-студии по педагогическому мастерству стояли выше среднего уровня и были востребованы в среде художников. Самая сильная и авторитетная такого уровня была школа Антона Ашбе, созданная в Мюнхене (1862-1905).

В этой школе преподавали только рисунок. Высокий профессиональный уровень, научный подход к пластическому решению формы — сделали эту школу самой знаменитой и известной за последние сто лет. В школу Ашбе поступали молодые ученики и зрелые художники. Они хотели усовершенствовать свое мастерство, поставить руку, изучить метод Ашбе. Он заключался следованиям принципа от простого к сложному, не допускал копирование натуры. Венгерский художник Шимон Халлоши в своей школе использовал принцип построения объемных форм от гранённого тела — куба призмы.

Использовал конструктивный анализ, видение «насквозь», запрещал затушевывать неясные формы. Форма предмета познавалась научно. Метод обучения Халлоши близок к современному обучению рисунка. В основе любой сложной формы лежат простейшие геометрические тела — куб, шар, цилиндр, конус и др. Постепенно форма усложнялась, добавлялись детали. При таком жестко-конструктивном подходе Халлоши и Ашбе предлагали работать углем и сангиной при светотеневой моделировке формы.

В основе обучения рисунку Кардовского Д.Н. лежит строгий анализ формы предмета, построение конструкции предмета. Кардовский — выпускник школы Ашбе. Он применяет в своей методике применение больших плоскостей.

Анализ формы является главной основой рисунка для художника-профессионала. Во время рисования головы человека происходит упрощение формы. Голова представляется яйцеобразной или шарообразной формой. Она является основой. Лоб делится на три плоскости: передняя и две боковые. Нос образован несколькими плоскостями: узкой передней, нижней трапециевидной и двумя боковыми. В целом нос представляет собой обобщенную форму — пирамиду. Глаза и подбородок являются шаровидными формами и вставляющая в большую форму. Цилиндрическая форма шеи, простые плоскости на скулах.

Когда мы рассматриваем фигуру человека, то грудная клетка при упрощении напоминает бочнообразную форму. Можно выделить три основные объемные формы: куб и прямоугольные; шар и эллипсоидные; цилиндр, конус и их сечения. В рисовании фигуры человека эти чаще используют в рисовании фигуры человека эти основные формы можно использовать как «обрубовки». Чаще всего используют в рисовании фигуры человека куб и прямоугольные формы. Такую форму легче измерить, она построена на прямых линиях и под прямыми углами. Различные цивилизации в скульптуре ограничивали себя выбором одной из трех форм.

Например, на востоке в скульптурных изображениях присутствует человеческая фигура в виде конуса, голова эллипсовидной формы, также присутствуют цилиндры. В Древней Греции и в эпоху итальянского Возрождения в архитектуре использовали строительные элементы в виде эллипсоидов и сферических форм. Во время рисования человеческую фигуру можно сравнить с куклой, у которой существуют три жесткие основы -голова, грудная клетка и таз. Они соединяются между собой.

Относительно друг друга эти основы изменяют положение в трех плоскостях: они могут наклоняться вперед и назад, вправо и влево, делать повороты в горизонтальной плоскости. Все форм человеческого тела обобщают до простых геометрических тел и их комбинаций. Таким образом, легко усваиваются конструкции фигуры человека, упрощая в схему. Грудная клетка изображается в виде усеченного бочонка, таз — как трапециевидная форма, шея — цилиндр, голова — яйцеобразная форма. Все эти составные формы передаются в пространстве с учетом линии горизонта.

Представители академического направления подняли методику преподавания на новую ступень. Изучение натуры, познание закономерностей ее строения, умение увидеть большую форму предмета. Главным объектом изучения и изображения в академическом рисунке должна быть человеческая фигура. Знание пластической анатомии необходимо художнику для того, чтобы рисуя прекрасное тело женской фигуры, не забыть о костях, изображая могучие мышцы атлета; передать их соединение и характер напряжения.

Высоко оценивает значение пластической анатомии для художника скульптор Голубкина А.С.

Начинать изучение формы человеческого тела лучше с гипсовых слепков античных статуй. Гипсовый слепок неподвижен, он облегчает работу студента. Ему легче улавливать законы перспективы и строить изображение на плоскости. Во-вторых, легче понять особенности строения формы, т.к. под рукою мастера сложная форма человеческого тела обобщена, отброшены все мелкие несущественные детали. В-третьих, перед студентом находится прекрасный образец человеческой фигуры (среди натурщиков идеальные встречаются редко).

Изучение живой фигуры начинать нужно с мужской. Хорошая мускулатура позволяет лучше усваивать анатомию, лепить и строить форму.

Процесс изображения фигуры человека можно разбить на семь этапов:

Первый этап. Композиционное решение (метод схематизации). Нужно легкими линиями карандаша наметить вертикаль и определить, где начинается изображение головы и где закончатся ступни ног. Нужно наметить движение фигуры с помощью осевой линии (метод уточнений).

Второй этап. Постановка фигуры в рисунке. Фигуру нужно хорошо поставить, чтобы не было ощущения, что она падает, или висит в воздухе.

Третий этап. Нахождение пропорций (метод сравнений). Нужно сравнить и проанализировать отдельные части фигуры между собой. Рассмотрим наиболее распространенные пропорции человеческой фигуры, взятые из античных канонов. Фигуру человека можно разделить на две равные части по лобковой кости. Высота головы составляет седьмую часть от высоты фигуры человека среднего роста, восьмую — высокого роста, шестую — низкого роста.

Высота головы равна длине кисти руки, а также длине ступни ноги. Расстояние от разреза глаз до подбородка равно длине среднего пальца руки. Торс по высоте делится на три части, равные высоте головы: от подбородка до сосков, от сосков до пупка, от пупка до лобка. Двум размерам головы равны: высота бедра (от большого вертела до колена), высота голени со ступней (от коленного сустава до низа пятки), длина предплечья с кистью (от локтевого сустава до конца пальцев руки), ширина плечевого пояса (мужская фигура).

Передавая индивидуальные особенности человека, следует помнить, что отклонения от правил бывают незначительны, природа не нарушает своих законов.

Четвертый этап. Выявление характера формы (метод конструктивно-пространственного анализа). Надо выделить конструктивную основу формы и подчинить ее законам перспективы. Здесь внимание нужно уделить большой форме, умению выявлять главное. Полезен метод обрубовки, он позволяет справиться с перспективными задачами при сложных ракурсах. Полезно построение прозрачного рисунка, где прослеживается построение невидимых частей тела.

Пятый этап. Анатомический подход (анатомический анализ). Применение знаний пластической анатомии. Анализ строения костей и мышц, подчинение их перспективному сокращению. Студент должен показать свои знания пластической анатомии и перспективы. Рисунок модели — не пассивное копирование, а изучение, анализ, разбор на отдельные группы мышц. Подчинение деталей большой форме.

Шестой этап. Детальная проработка формы (метод от общего к частному). Мы следим за пластикой формы. Моделировка формы светотенью (передача теней, рефлексов). Тонко чувствовать тон, сравнивать, тональные пятна.

Седьмой этап. Подведение итогов в работе и уточнение рисунка в тоне (метод образного обобщения или от частного — к общему). Нужно посмотреть на рисунок в целом. Корректируется вся предшествующая работа. Проверка всего хода работы.

Ведущие художественные вузы страны, такие как институт им. Репина, институт им. Сурикова, им. Мухиной и «Строгановка» за десятилетия своего существования выработали свое лицо в технике рисунка. Наряду с конструктивной строгостью, рисунок этих институтов отличает живописность, естественность фигуры в пространстве, свобода в технике исполнения. Школа «строгановки» и «мухинки» отличается от академического направления в сторону конструктивного, инженерного рисунка.

Это обусловлено практическими задачами художников-дизайнеров, монументалистов, прикладников. В основе методики российского рисунка — опора на натуру) следуя от простого к сложному, опираться нужно на знание построения простейших геометрических форм и кончая фигурой человека. Постепенно усложняя форму, применяя знания перспективы и пластической анатомии — это метод профессионального подхода к обучению художников-дизайнеров.

Похожие статьи: